С 24 сентября в нашем лицее работает выставка «Военный Петербург».
4 октября на ее основе для учащихся лицея (7«б» класса) был проведен урок «Петербург — военная столица». Урок проводила Ольга Михайловна Кузнецова, сотрудник музея «Разночинный Петербург».
Встреча началась в помещении галереи нашего лицея, учащиеся с интересом слушали вступительное слово Ольги Михайловны.
Встреча началась в помещении галереи нашего лицея, учащиеся с интересом слушали вступительное слово Ольги Михайловны.
Они
узнали, что гвардия — особое элитное войско, собранное для защиты царственной
особы и членов её семьи. Служба в гвардии была самой престижной.
Впервые
в России гвардейцы появились при Петре I. В армию брали пожизненно, причём
с каждого третьего двора. Пётр пронес идею создания единой армии из самого
детства, тогда у него были собственные потешные полки.
Существовало
четыре гвардейских полка: Измайловский, Семёновский, Преображенский и
Павловский. У каждой гвардии было своё знамя. Казармы располагались позади Литейного
двора и Фонтанки. Вначале они были построены из дерева, а после — переделаны
уже в камне. Причём отстроили их настолько хорошо, что эти казармы существуют
до сих пор, и их только модернизируют.
У
Измайловского полка была своя церковь, но, к сожалению, она не сохранилась, так
как была деревянной.
Получали
гвардейцы порядка 300 рублей в месяц, но этого катастрофически не хватало, так
как было большое количество затрат: гвардейцам нужно было шить форму, иметь не
одного коня, а несколько, устраивать светские приёмы и званы ужины, а в театре
непременно сидеть в первых рядах.
Чины
продвигались согласно «Табелю о рангах». Родители, несмотря на то, что это было
незаконно, записывали своих детей в армию порой до рождения, чтобы с их
взрослением, они получали всё более высокое звание.
После
войны 1812 года создали специальный гвардейский полк, в который вошли герои войны,
и они, в основном, несли службу у памятников, но в особых случаях — в тронном
зале Зимнего дворца.
Обязанности
гвардейцев: охрана (часовые менялись каждые три часа), участие в парадах.
Начиная
с времен царствования Екатерины II,
гвардейцы также участвовали в светской жизни (посещали балы, например).
Гвардейцы
участвовали в дворцовых переворотах, потому как являли собой колоссальную силу.
Таким образом, например, взошли на престол Екатерина I, Елизавета Петровна и Екатерина II. То есть гвардия также участвовала
в политической жизни.
Помимо
Отечественной войны 1812 года, гвардейцы участвовали в Первой Мировой войне, но
в 1918 году были расформированы, однако в 1945, после Второй Мировой войны,
особо отличившиеся армии причислили к гвардиям, и оные существуют до сих пор.
Далее
состоялось посещение самой выставки, расположенной в вестибюле лицея, на первом
этаже. На стендах размещена
информация о Петре I,
висят картины с изображенными на них батальными сценами, представлены образцы
форм различных полков. И, конечно, здесь Ольга Михайловна продолжила свой
рассказ.
Екатерина
II
давала армии огромные поблажки, например, позволяла уходить в отставку.
Когда
к власти пришёл Павел, он, увлеченный военным делом, тут же начал
преобразования. Первым его указом было явиться всем в свой полк, а тех, кто не
пришёл, он вычеркнул. Таким образом, он решил проблему с записью младенцев в
полки, ради быстрого продвижения по службе.
Но
было среди его указов и множество довольно забавных, как например тот, в
котором говорилось, что все служивые должны носить усы.
При
этом дисциплина в армии при Павле была отличной.
К
слову, в каждый полк выбирали по внешности (по характерным её чертам).
Война
1812 года принесла славу гвардии России.
Также
в армии существовало такое понятие как «полковые дамы». В основном это были
жёны военных, и они следили за тем, чтобы служивых хорошо кормили, старались
воздавать им хотя бы минимальное, но всё-таки удобство. Также они щипали
корпию, чтобы делать потом рыхлые тампоны, которые они накладывали на раны. К
тому же полковые дамы заботились о нравственном развитии, о раненых — большую работу
проводили в полках.
Потом,
для закрепления материала, учащиеся обсуждали услышанное со своим учителем
истории Смирновой Ириной Сергеевной и отвечали на следующие вопросы:
Что
такое гвардия? (Гвардия — особое элитное войско,
собранное для защиты царственной особы и членов её семьи)
Кто
пытался попасть туда? (Самые знатные дворяне)
Каким
образом осуществлялась запись в полки? Зачем? (Детей
записывали в армию порой до рождения, чтобы, взрослея, они получали всё более
высокое звание, и службу начинали уже, например, с подполковника, а не с
рядового)
В
каких войнах проявили себя гвардейцы? (В Отечественной войне
1812 года и в Первой Мировой войне)
После окончания урока учащиеся
подходили со своими вопросами и Ольга
Михайловна с радостью на них отвечала.
Материал подготовлен учащимися 10"б" класса: Ивановой Анастасией, Николаевой Александрой
Комментариев нет:
Отправить комментарий